МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БОЛЬШОЕ ПОПОВО ЛЕБЕДЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕЖДАЮ»
Ректор ОАУ ДПО ЛИРО Л.А Черных Директор МБОУ СОШ с. Большое Попово И.А. Миляева
приказ № от 2015 приказ № от 2015 г.
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАУ ДПО ЛИРО
«СОЗДАНИЕ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ» НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БОЛЬШОЕ ПОПОВО ЛЕБЕДЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Срок реализации: 2015-19 г.г.
Руководитель: офицер-воспитатель кадетского класса МБОУ СОШ С.Большое Попово заслуженный учитель Н.Н. Гриднев
Научный консультант: Кандидат педагогических наук Созонтова Ольга Вячеславовна
С. Большое Попово Лебедянского района 2015 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Наименование про-граммы «Создание системной модели патриотического воспитания в шко-ле на основе традиций кадетского движения»
2. Разработчик про-граммы, руководи-тель инновацион-ной площадки Гриднев Николай Николаевич – преподаватель-организатор ОБЖ, заслуженный учитель
3. Заказчик програм-мы Институт развития образования Липецкой области
4. Цель Разработка и внедрение системной модели патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы на основе тра-диций кадетского движения в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
5. Задачи Определение содержания патриотического воспитания учащих-ся на основе традиций кадетского образования в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка и апробация модели патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы на основе традиций кадет-ского движения в соответствии с требованиями ФГОС общего об-разования Разработка и апробация инструментально-методического со-провождения реализации модели патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы на основе традиций кадет-ского движения в соответствии с требованиями ФГОС общего об-разования
6. Сроки и этапы 1 этап - 2015-2016 г.г. 2 этап – 2016- 2019 гг. 3 этап – 2018 – 2019 г.г.
7. Исполнители и участники про-граммы Администрация; педагоги школы, родители, учащиеся 8-11 клас-сов.
8. Источники финан-сирования и ре-сурсного обеспече-ния программы Муниципальный бюджет; спонсорские средства.
9. Ожидаемые конеч-ные результаты Программа патриотического воспитания учащихся на основе традиций кадетского образования (разделы ООП основного и сред-него общего образования). Модель патриотического воспитания учащихся общеобразова-тельной школы на основе традиций кадетского движения в соот-ветствии с требованиями ФГОС общего образования Пакет инструментально-методического сопровождения реали-зации модели патриотического воспитания учащихся общеобразо-вательной школы на основе традиций кадетского движения: 1) методические рекомендации для педагогов по реализации программ внеурочной деятельности учащихся на основе традиций кадетского образования; 2) системы специальных курсов, направленных на: - удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуаль-ном, культурном, физическом и нравственном развитии, получение ими среднего общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний и навыков в области военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения; - формирование у воспитанников чувства патриотизма, готов-ности к защите Родины; - формирование и развитие чувства верности конституционно-му и военному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учёбе; - подготовка несовершеннолетних граждан к поступлению в военные образовательные учреждения и образовательные учрежде-ния других силовых структур; - воспитание общей культуры, высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости; 3) программы спецкурсов по подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО на уровне основного и среднего образования; 4) модель мониторинга реализации программ патриотического воспитания учащихся на основе традиций кадетского образования. Обеспечение достижения обучающимися в процессе воспита-ния следующих результатов: - формирование плана личностного развития; - повышение успеваемости; - повышение уровня воспитанности; - совершенствование физической подготовки; - стабилизация состояния здоровья по основным показателям; - поступление воспитанников кадетского класса в высшие во-енные и гражданские профессиональные учебные заведения.
10. Наличие внешней экспертизы Учёный совет ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия»
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Конституция РФ. Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции». Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государ-ственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 N 134-р (ред. от 20.09.2012) «О Кон-цепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка орга-низации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразова-тельным программам». Приказ Минобрнауки России № 438 от 11.02.2000 г. « О подготовке учащейся моло-дёжи к военной службе и дальнейшем улучшении военно-патриотического воспитания под-растающего поколения». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России. Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзор-ности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области». Постановление администрации Липецкой области от 06 сентября 2013 года № 405 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие физиче-ской культуры и спорта Липецкой области». Распоряжение администрации Липецкой области от 26 октября 2012 года № 500-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012 – 2017 годы». Устав МБОУ СОШ с. Большое Попово. Программа развития МБОУ СОШ с. Большое Попово. Положение о кадетском классе МБОУ СОШ с. Большое Попово.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
«Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики» В. В. Путин Концептуальное обоснование программы Дело защиты нашей Родины─дело всего народа. Но особая ответственность за оборону страны возлагается на Вооружённые Силы Российской Федерации. «Защита Родины всегда была и вовеки веков будет священным долгом настоящего гражданина. Военные - это, прежде всего, государственные люди, и без их трудной работы нет и не может быть сильной страны». В.В.Путин. Опыт Великой Отечественной войны, афганские и чеченские события, события в Си-рии показывают, что к российским воинам предъявляются исключительно высокие требова-ния. В современном бою победит только тот воин, который беспредельно предан Родине, сво-ему народу, обладает высокими моральными и боевыми качествами, глубоко убеждён в пра-воте своего дела, в победе над врагом, мастерски владеет оружием и техникой, дисциплинирован, закалён физически. В настоящее время в связи с сокращением срока службы значительно усложнились за-дачи обучения и воспитания молодых воинов. Овладеть в короткое время современным ору-жием, стать достойным защитником своего Отечества - дело сложное, поэтому каждый моло-дой человек должен заранее готовить себя к военной службе, глубоко сознавать свою ответст-венность перед Родиной и народом. Особую актуальность в связи с вышеизложенным приоб-ретают создаваемые в учебных заведениях военно-патриотические объединения. Военно-патриотическое воспитание – процесс многогранный. Одной из наиболее эффективных форм военно-патриотической работы с молодёжью является создание моло-дёжных военно-патриотических объединений, клубов, кадетских классов. Ведущая идея Русское кадетское движение, его лучшие традиции – одна из замечательных страниц истории России. Из рядов кадетов когда-то вышли многие известные учёные и политики, та-кие как Радищев, Колчак, князь Голицын, Багратион, Тютчев и просто интеллигентные люди. В России прекрасно организованное кадетское образование молодёжи было прервано в 1917 году. Однако в 30─е годы прошлого столетия советское государство предприняло меры для создания специальных артиллерийских и авиационных школ, с которых в стране и началось возрождение системы кадетского образования. Этот опыт сыграл положительную роль в под-готовке военных кадров. В 1943 ─ 44 годах в СССР были образованы суворовские и нахимов-ские училища по типу кадетских корпусов дореволюционной России. Детям ─ сиротам, роди-тели которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны, эти училища дали блестя-щее общее образование, физическую закалку, высокие морально - психологические качества. Не случайно суворовцы и нахимовцы стали наиболее подготовленной частью офицерского корпуса страны. Сегодня вновь очень остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения. Мы живём в сложное время. Нравственные и общечеловеческие ценности претерпевают карди-нальные изменения. И сейчас как никогда ранее наша молодёжь нуждается в помощи, сове-те, жизненной ориентации. В наши дни возникла острая необходимость в патриотическом воспитании молодежи. От морального и физического воспитания молодёжи напрямую зависит будущее наше-го государства. Россия сегодня крайне нуждается в подготовке высококвалифицированных кадров для службы в армии и других силовых структурах. В связи с этим 15 ноября 1997 года Президент Российской Федерации издал Указ «О создании кадетских корпусов, кружков, классов на базе общеобразовательных школ». С этого времени началось массовое возрождение кадетского движения на территории России. Отрад-но, что кадетское движение всё больше охватывает Липецкую область. Руководствуясь этим указом, 1 сентября 2004 года в нашей школе был открыт первый кадетский класс. 14 юно-шей и 2 девушки 10 класса стали первыми «военными» старшеклассниками не только нашей школы, но и всего района. Открытию кадетского класса в нашей школе предшествовала большая организаторская работа. Пришлось посетить соседние регионы, ознакомиться с опы-том работы кадетских корпусов в Воронеже, Тамбове, а также Тверском суворовском учили-ще. В результате были разработаны Положение о кадетском классе, Устав кадетского клас-са, Кодекс чести кадета и рабочая программа кадетского движения применительно к нашей сравнительно небольшой сельской школе. Структура учебного плана кадетского класса по-зволила сохранить в полном объёме уровень обязательной подготовки в соответствии с госу-дарственным стандартом. Вместе с тем за счёт школьной компетенции в программу были вве-дены дополнительные курсы: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы военной службы», «Прикладная физическая подготовка», «Этика, эстетика, этикет». Девиз школы «Каждый подросток должен быть занят интересным делом…» предполагает продолжение за-нятий со старшеклассниками во внеурочное время. Рабочий день воспитанников кадетского класса включает в себя обычные школьные уроки и вторую половину дня. Занятия с кадетами проводятся в строгом соответствии с распорядком дня, где предусмотрены внешний осмотр, утренняя зарядка, спецтренаж, уроки согласно учебного плана, полдник, обед, занятия по ин-тересам и специальная подготовка. Специальная подготовка включает в себя занятия строевой и огневой подготовкой, рукопашным боем, автомобильной подготовкой, плаванием, бальными танцами. В целях обеспечения более организованного проведения занятий и привития учащимся практических навыков кадетский класс именуется взводом и делится на три отделения. Из лучших учащихся приказом по школе назначаются командиры взвода и отделений. В школу кадеты обязаны прибывать подготовленными и в военной форме одежды. На занятиях неукоснительно выполняются уставные требования, поддерживается порядок и организованность. В реализации данной идеи активное участие приняли руководство Лебедянского рай-она, в том числе отдела образования и лично его начальника Е.Ю. Сотниковой, ряда руково-дителей акционерных обществ («Рассвет», «Лебедянское»), депутата Государственной Думы Борцова Н.И., бывших учеников нашей школы, а ныне предпринимателей Пронина О.В., Про-нина А.В., Куликова И.М., Авдеева Р. И.. Благодаря их финансовой и благотворительной по-мощи, был проведён ремонт кабинета ОБЖ и ОВС, приобретена новая мебель, учебные посо-бия. Для кадет была пошита военная форма одежды по образцу суворовской. Причём не толь-ко парадная, но и повседневная и зимняя. Администрация и спонсоры приобрели для класса 20 действующих макетов АК, 20 противогазов ГП ─ 7, интерактивный тир, комплект мульти-медиоборудования и многое другое. В рамках работы по ориентации на службу в силовых структурах Российской Федера-ции у кадетского класса нашей школы сложились добрые и деловые отношения со своими шефами ─ офицерами Липецкого гарнизона и работниками Лебедянского отдела внутренних дел. Кадеты не раз были у них в гостях, принимали участие в торжественных построениях и парадах, посещали музей авиацентра и показательные выступления военных лётчиков, рабо-тали на авиационных тренажёрах. В свою очередь начальник Липецкого гарнизона генерал ─ майор авиации Харчевский А.Н. не раз бывал в нашей школе. Несмотря на свою занятость, легендарный лётчик находил время и принимал участие во всех торжественных мероприяти-ях, посвящённых принятию присяги нашими кадетами. Кадетские корпуса призваны решать задачи военно-патриотического воспитания под-ростков, формирования у них качеств, навыков и умений, необходимых при действиях в экс-тремальных ситуациях, службе в Вооружённых Силах Российской Федерации и других сило-вых структурах, которые определены в статье Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Деятельность кадетского класса неразрывно связана с жизнедеятельностью области, района, микрорайона и школы. Кадеты активные участники решения проблем местного со-циума. С целью профориентации и повышения общего культурного уровня с кадетами регу-лярно проводятся экскурсии и туристические поездки. Кадетскому движению в нашей школе исполнилось 11 лет, и уже семь раз мы выпус-тили своих питомцев в большую жизнь. За это время кадеты показали себя организованными, дисциплинированными, зрелыми молодыми людьми. В 2005-2014 годах школа была муниципальной экспериментальной площадкой по данной теме. В кадетском классе обучаются дети из семей разного социального статуса. Многие воспитанники из неполных, малообеспеченных, многодетных семей. В качестве положительных результатов работы по проблеме можно назвать следую-щие: 1. Учащиеся приобретают стремление к овладению профессией офицера. 16 воспитанников кадетского класса стали офицерами и продолжают службу в различных гарнизонах страны. 10 бывших кадет учатся в высших военных профессиональных заведениях. Хочется отметить физическую и профессиональную подготовку выпускников нашего кадетского класса. Большинство из них уже на первом и втором курсах становятся сержантами и назначаются командирами отделений. 2. Учащиеся улучшают свой учебный потенциал. Повышается качество знаний. Все 75 кадет четырёх выпусков стали лучше учиться. Качество знаний (по результатам ЕГЭ повысилось в среднем на 16 процентов). 49 выпускников кадетских классов поступили в высшие учебные заведения, в основном, на бюджетной основе. 3. Учащиеся крепнут физически, становятся более выносливыми, стойкими, уве-ренными в своих силах, морально устойчивыми. Ежедневные физические нагрузки, здоровый образ жизни, целенаправленная воспита-тельная работа в течение «кадетских» лет сделали из вчерашних подростков стройных, под-тянутых, крепких телом и духом парней и девушек. Практически исчезла заболеваемость. За десять лет среди кадет не было травматизма и грубых правонарушений. 4. Приобретение физических и профессиональных навыков позволяет воспитан-никам кадетского класса лидировать среди своих сверстников в соревнованиях и кон-курсах различного масштаба. Кадеты постоянные чемпионы района по стрельбе, допризывной подготовке, военно-прикладным видам спорта. Они ежегодные победители или призёры районных и областных этапов соревнований допризывной молодёжи. 4 раза становились победителями областных этапов военно-спортивных игр «Орлёнок» и «Победа». В 2014 году заняли первое место во Всероссийском профориентационном проекте «Образование. Наука, Профессия» в г.Санкт-Петербург и получили приглашение на Всероссийский фестиваль «Формула твоей мечты» в г. Сочи, где также одержали победу. В марте 2015 года наши кадеты приняли участие в 12 Все-российском кадетском сборе в г.Москва, где заняли второе место. В сентябре 2015 года каде-ты заняли первое место во Всероссийском форуме «Готов к труду и обороне», который проходил в Крыму. За десять лет 58 раз они становились победителями и призёрами муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и физической культуре. Отличную строевую выправку, великолепный внешний вид показывают наши ребята на парадах, шествиях, построениях в честь знаменательных дат, куда их всегда приглашают. 5. Активно участвуя в общественной жизни социума, учащиеся кадетского класса приобретают любовь и уважение односельчан. Кадеты шефствуют над участниками и ветеранами войны и труда. С удовольствием помогают восстанавливать храм в родном селе. Выступают с концертами перед жителями. Проводят мастер-классы по строевой и огневой подготовке, оказанию первой медицинской помощи и пользованию индивидуальными средствами защиты. Младшие школьники мечтают стать кадетами. Деятельность кадетского класса высоко оценена руководством района и области, ро-дителями и жителями посёлка. Кадетский класс нашей школы несколько раз отмечался, как лучшее молодёжное военно-патриотическое объёдинение Липецкой области. Глава администрации Лебедянского района Мицук М.И. вручил всем кадетам именные часы и отметил, что он гордится ими. По его мнению, эти юноши и девушки стали в авангарде молодёжного движения в Лебедянском районе. «Кадетское движение в Больше─Поповской школе набирает мощь, и мы видим возрастающую ответственность ребят к своему образованию, духовному и физическому воспитанию. Эту работу надо непременно продолжать и расширять… » ─ сказал начальник Липецкого авиацентра генерал Харчевский А.Н. Достижения (первые и призовые места) учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортив-ных соревнованиях различного уровня № п.п. Внеурочное мероприятие Результат Год Муниципальный уровень 1. Конкурс бальных танцев. Первое место 2012 2. Соревнования по плаванию. Призовое место 2012 3. Соревнования по пулевой стрельбе. Первое место 2012 4. Конкурс «Хорош в строю, силён в бою!» Первое место 2012 5. Финал спартакиады допризывной учащейся молодёжи. Первое место 2012 6. Конкурс «Я – патриот!». Первое место 2012 7. Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ. 5 призовых мест. 2012 8. Соревнования по пулевой стрельбе. Первое место 2013 9. Финал спартакиады допризывной учащейся молодёжи. Первое место 2013 10. Финал военизированной игры «Победа». Первое место 2013 11. Соревнования по плаванию. Призовое место. 2013 12. Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ. 6 призовых мест. 2013 13. Конкурс «Хорош в строю, силён в бою!» Первое место 2013 14. Соревнования по плаванию. Призовое место. 2014 16. Соревнования по пулевой стрельбе. Первое место 2014 17. Финал спартакиады допризывной учащейся молодёжи Первое место 2014 18. Финал военизированной игры «Победа». Первое место 2014 19. Конкурс «Хорош в строю, силён в бою!» Первое место 2014 20. Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ. 6 призовых мест. 2014 21. 22. Соревнования по пулевой стрельбе. Соревнования по плаванию. Первое место Призовое место 2015 2015 23. Финал спартакиады допризывной учащейся молодёжи. Первое место 2015 24. Финал военно-спортивной игры «Победа» Первое место 2015 25. Конкурс «Хорош в строю, силён в бою!» Первое место 2015 26. Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ. 8 призовых мест 2015 Региональный уровень 27. Финал спартакиады допризывной учащейся молодёжи. Призовое место 2012 28. Конкурс сочинений о наших земляках-участниках ВОВ. Призовое место 2012 29. Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ. 2 призовых места 2012 В личном зачёте завоёвано 130 грамот и дипломов за первые и призовые места. 2012 30. Финал спартакиады допризывной учащейся молодёжи. Призовое место 2013 31. Социально-патриотическая акция «Служить в армии почётно». Призовое место 2013 32. Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ. 2 призовых места 2013 В личном зачёте завоёвано 150 грамот и дипломов за первые и призовые места. 2013 33. Социально-патриотическая акция «Служить в армии почётно» Первое место 2014 34. Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ. 1 призовое место 2014 35. Конкурс часовых постов №1 Призовое место 2014 36. Первый областной кадетский бал Сертификат уча-стия 2014 37. Юношеский турнир, посвящённый памяти кавалера ор-дена Мужества В. Музыки Призовое место 2015 38. Соревнования по стрельбе из автомата Призовое место 2015 39. Соревнования по биатлону Первое место 2015 40. Военно-спортивная игра на кубок памяти майора мили-ции Алексея Коврижных Призовое место 2015 41. Соревнования по разборке и сборке автомата Призовое место 2015 Федеральный уровень 42. Фестиваль «Алый парус надежды» г. Санкт-Петербург Первое место 2014 43. Конкурс «Визитная карточка команды» г. Санкт-Петербург Первое место 2014 44. Форум «Олимпийское завтра России» г. Сочи Первое место 2014 45. Дриблинг с хоккейной клюшкой г.Сочи Первое место 2014 46. Слалом на скейтборде г. Сочи Первое место 2014 47. Комбинированное силовое упражнение г. Сочи Призовое место 2014 В личном зачёте завоёвано более 150 грамот и ди-пломов за первые и призовые места. 2014 48. «Прохождение торжественным маршем» г. Москва Призовое место 2015 49. Соревнования по пулевой стрельбе г. Москва Первое место 2015 50. Соревнования по подтягиванию на перекладине г. Мо-сква Призовое место 2015 51. Соревнования по челночному бегу г. Москва Призовое место 2015 52. Военно-историческая викторина г. Москва Призовое место 2015 53. Всероссийский молодёжный образовательный военно-спортивный слёт «Готов к труду и обороне». р. Крым Первое общеко-мандное место 2015 54. Конкурс капитанов Первое место 2015 55. Конкурс строя и песни Первое место 2015 56. Научно-практическая конференция «Моя будущая про-фессия» Первое место 2015 57. Научно-практическая конференция «Экология, медици-на, здоровье.» Призовое место 2015 58. Гонки радиоуправляемых моделей «Формула-1» Призовое место 2015 59. Интеллектуальная игра «Библиотека» Призовое место 2015 60. Конкурс рисунков Призовое место 2015 61. Визитная карточка команды Призовое место 2015 62. Военно-спортивная игра «Зарница» Первое место 2015 63. Конкурс «Самая спортивная команда слёта» Первое место 2015 В личном зачёте завоёвано более 160 грамот и ди-пломов за первые и призовые места. 2015 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ Этап (сроки) Задачи Ответственные 1 этап подготови-тельный (сентябрь-март 2015 - 16 г.г.) Изучение и анализ научно-исследовательских, программно-методических и документальных источников по проблеме патриотического и гражданского воспитания. Определение цели и задач инновационной рабо-ты. Определение методов проведения инновацион-ной работы. Проведение социологического исследования среди родителей по вопросам нравственной воспитанности и физической подготовленности обучающихся. Разработка критериев оценки ожидаемых ре-зультатов. Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области военно-патриотического воспитания. Разработка программ методической и учебно-воспитательной работы. Формирование системы сотрудничества с роди-телями в вопросах патриотического воспитания. Оценка наличия необходимого оснащения для реализации программы. Приобретение необхо-димого оборудования. Проведение первичного мониторинга уровня нравственной воспитанности и физической под-готовленности учащихся. Анализ и обобщение полученных данных. Внесение коррективов в образовательную и ра-бочую программы. Администрация шко-лы; педагоги, родите-ли, обучающиеся 2 этап основной (январь 2016 -декабрь 2018 года) Доработка программа патриотического вос-питания учащихся на основе традиций кадет-ского образования Разработка модели патриотического воспи-тания учащихся общеобразовательной школы на основе традиций кадетского движения в соот-ветствии с требованиями ФГОС общего образо-вания и ее апробация. Формирование сетевого взаимодействия для реализации программы патриотического воспитания учащихся на основе традиций кадетского образования Разработка и апробация системы специаль-ных курсов по военному и патриотическому воспитанию. Разработка и апробация программы спец-курсов по подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО на уровне основного и среднего обра-зования. Разработка методических рекомендаций для педагогов по реализации программ внеурочной деятельности учащихся на основе традиций кадетского образования. Организация консультаций для педагогов. Разработка модели мониторинга реализации программ патриотического воспитания учащихся на основе традиций кадетского образования. Проведение мониторинговых исследований в соответствии с программой мониторинга. Анализ результатов инновационной дея-тельности коррекция программ-ноз0методических материалов. Администрация шко-лы, педагоги, родите-ли, обществен-ность 3 этап обобщающий (2018-2019 г.г.) Проведение итогового мониторинга и представление конечных результатов работы широкой общественности. Обобщение опыта работы педагогов по дан-ной теме. Коррекция основных направлений програм-мы. Разработка перспективных направлений дальнейшего развития программы. Научно-практические семинары по обобще-нию опыта по внедрению инновационной про-граммы. Отчёт о деятельности школы в статусе ре-гиональной инновационной площадки. Создание интеллектуальных продуктов по инновационной работе. Администрация шко-лы, педагоги МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация программы инновационной площадки осуществляется через работу: 1. С педагогическим коллективом: определение основных направлений работы школы по формированию нравственности и патриотизма; освоение и использование современных технологий обучения и воспитания в учебно-воспитательном процессе; повышение квалификации педагогического коллектива школы по проблеме через посещение курсов; создание проблемной группы педагогов; организация мониторинга за изучением уровня нравственности школьников; обучающие семинары, консультации; участие педагогов в конкурсах различных уровней; обобщение опыта. 2. С обучающимися: участие школьников в различных видах урочной и внеурочной деятельности; проведение исследований и разработка проектов в урочной и внеурочной деятельности; проведение конференций; участие в соревнованиях, конкурсах различных уровней; участие в работе «Клуба будущего воина». 3. С родителями: конференции, всеобуч для родителей; участие родителей в трудовых операциях, экскурсионных поездках и других видах социально значимой деятельности; оказание помощи детям в реализации программных мероприятий. 4. С общественностью: участие в различных видах социально значимой деятельности; оказание помощи детям в реализации программных мероприятий; материальная поддержка участников программы.
СОЦИАЛЬНОЁ ПАРТНЁРСТВО В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральный уровень Общероссийская общественная организация «Российский союз ветеранов Афганистана». Общероссийская общественная организация «Кадетское братство». Национальная ассоциация объединений офицеров запаса Вооружённых Сил. Региональный уровень Липецкий региональный центр патриотического воспитания молодёжи. Липецкий институт развития образования. Липецкая областная историко-патриотическая организация «Наследники Александра Невско-го». Областной военный комиссариат. Липецкий государственный педагогический университет. Муниципальный уровень: Отдел образования администрации Лебедянского муниципального района. Комитет по ФК, спорту и молодежной политики. Отдел культуры администрации Лебедянского муниципального района. Отдел внутренних дел. Военкомат. Д ОСААФ. Лебедянский краеведческий музей. Формы организации взаимодействия с другими образовательными и иными организациями. Организация встреч обучающихся и их родителей с офицерами и курсантами, работ-никами правоохранительных органов и прокуратуры, медработниками. Проведение совместных мероприятий различной направленности с кадетами, родите-лями, работниками культуры и военкомата. Участие кадет в соревнованиях, конкурсах, научно-практических конференциях, твор-ческих проектах школьного, муниципального. Регионального и всероссийского уровней. Экскурсионные поездки в Липецкий авиацентр, Воронежскую военно-воздушную ака-демию, Московский президентский полк, учебные заведения Санкт-Петербурга и др. Система отслеживания хода реализации инновационного проекта - мониторинги. Методы контроля реализации программы - проведение заседаний методических объединений; - посещение и взаимопосещение уроков, кружковых занятий, внеклассных мероприя-тий; - создание методической копилки опыта; - контроль за организацией учебного процесса; - мониторинг состояния уровня воспитанности кадет; - сбор статистики о динамике развития мотивации к учению. Предложения по возможному распространению и внедрению результатов инновацион-ной программы в систему образования Липецкой области - посещение педагогами других образовательных организаций открытых мероприятий (строевые смотры, знамённая группа, действия Поста №1, кадетского бала, Посвящения в ка-деты); - предоставление интеллектуальных продуктов – презентаций, видео и фотоматериа-лов, методических рекомендаций и т.д. для использования в других образовательных учреж-дениях. профессиональные учебные заведения; - проведение семинаров, стажировок для слушателей курсов повышения квалифика-ции.
ПЛАН РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
1 этап: подготовительный (сентябрь 2015- май 2016 года.) Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния патриотического воспитания. Мероприятия Срок исполнения Исполнители Ожидаемый результат Разработка и оформление локальной правовой и нормативной документа-ции Сентябрь-декабрь 2015 г. Администрация школы Нормативно-правовая ба-за Создание условий для раз-вития и реализации про-граммы патриотического воспитания, поощрение творческой деятельности обучающихся и педагогов В течение реали-зации программы Администрация школы Организация урочной и внеурочной деятельности как единый процесс, на-правленный на развитие интеллектуальных и твор-ческих способностей. Развитие ресурсной базы школы, отвечающей со-временным образователь-ным запросам и творче-ским возможностям детей В течение реали-зации программы Администрация школы Кадровые, методические, материально-технические, информационные ресур-сы. Внедрение в образователь-ную практику продуктив-ных педагогических тех-нологий. сентябрь Администрация школы Использование в практике работы педагогами проектного метода, исследо-вательских работ, нестан-дартных форм, информа-ционных технологий. Подготовка и проведение школьных конкурсов, смотров, соревнований по патриотическому воспита-нию. Участие в районных, региональных и федераль-ных мероприятиях данно-го направления. В течение реали-зации программы Администрация школы, руководите-ли ШМО, учителя предметники. Участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях Организация работы дет-ских объединений в рам-ках патриотического вос-питания обучающихся: -оборонно-спортивной на-правленности (строевая подготовка, сборка и раз-борка оружия, стрель-ба.плавание, биатлон, пфп; -художественно-эстетической направлен-ности (хоровое пение, бальные танцы, вырази-тельное чтение); -культурологической на-правленности ( основы православной культуры); - социально-педагогической направ-ленности (юные инспекто-ра движения, юные друзья пожарных); -военно-патриотической направленности («Клуб будущего воина»). сентябрь Руководители дет-ских объединений Участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях, выставках, выпуск тема-тических школьных газет, выступление на школь-ных и районных праздни-ках, участие в отчетных концертах. Наличие при-зеров. Подготовка и проведение школьных тематических мероприятий: -месячники по патриоти-ческому воспитанию (но-ябрь, февраль и май); - в течение учебного года (каждую 3-ю неделю) те-матические классные часы посвящены героико-патриотическому, духов-но-нравственному, худо-жественно-эстетическому воспитанию; - в течение учебного года (каждую 2-ю неделю) те-матические классные часы посвящены профилактике правонарушений. В течение года, согласно плану воспитательной работы. Администрация школы, классные руководители. Проведение ежегодных тематических классных часов, мероприятий. Повышение уровня вос-питанности у обучаю-щихся Разработка критериев оценки результатов дея-тельности школы и ее ра-ботников по патриотиче-скому воспитанию ноябрь Администрация школы Анкетирование 2 этап основной (январь 2016-декабрь 2018 года) Подготовка и участие в творческих проектах, работа по повышению уровня сформированности опыта патриотической деятельности учащих-ся Мероприятия Срок исполне-ния Исполнители Ожидаемый результат Разработка и оформление локальной правовой и нормативной документа-ции Сентябрь-декабрь 2015 г. Администрация школы Нормативно-правовая база -военно-патриотической направленности (стрелко-вая секция, «Клуб буду-щего воина») В течение всего периода Руководитель круж-ка Участие в тематиче-ских конкурсах, смот-рах, соревнованиях, выставках. - социально-педагогической направ-ленности (юные инспек-тора движения, юные дру-зья пожарных) В течение всего периода Руководитель круж-ка Участие в тематиче-ских конкурсах, смот-рах, соревнованиях, выставках. -культурологической на-правленности ( основы православной культуры) В течение всего периода Руководитель круж-ка Выступление на школьных праздниках, участие в отчетных концертах. Помощь